загружено

Главным небесным заступником Уральской земли считается святой праведный Симеон Верхотурский и всея Сибири чудотворец.

вятой Праведный Симеон Верхотурский происходил из дворянской семьи. По неясным обстоятельствам в начале XVII в. он удалился из родных мест в далекую Сибирь, в зауральские пределы, - в новопросвещенный край, где только в 1620 г. образовалась Тобольская епархия. Смиренно скрыв свою знатность, он вел жизнь бедняка, не имевшего постоянного пристанища. Чрезвычайно скудны сведения о жизни святого Симеона в селе Меркушино, где он поселился, пройдя долгий путь из центральных мест Руси до северного Урала. Смиренно скрыв свою знатность, он вел жизнь бедняка, не имевшего постоянного пристанища. Владел он портновским ремеслом и, переходя из деревни в деревню, шил одежду. Кормился у заказчиков, довольствуясь малым. Выполнив работу, Симеон покидал хозяев, пока те спали, чтобы избежать любой мзды и похвалы.

Облюбовал он себе место для молитвы на погосте села Меркушинского, в 50 верстах от г. Верхотурья, но более любил уединяться среди вековых кедров и лиственниц. Было у него еще невинное занятие, которое не нарушало духовного настроя, - он удил рыбу в многоводной Type, уподобляясь галилейским рыбарям.

Симеон прилежно посещал храм на Меркушинском погосте, оказывая ближним чрезвычайное послушание и любовь. Всегда старался он питать других от своих трудов и со многими беседовал о божественных истинах, наставляя на путь христианского благочестия вогуличей и других инородцев. Жизнь его сводилась к двум внешним действиям: шил полушубки да ловил рыбу. Симеон, портняжничая, имея отличный инструмент, часто вел рассказы. Зная наизусть многие места Ветхого и Нового Заветов, многочисленные притчи из жизни древних святых, он превращал свое пребывание в доме какого-либо меркушинца в настоящую неназойливую проповедь, поучение, благой совет. И нередко в том доме, где пребывал «грамотный портной», кроме хозяев, собиралась немалая группа соседей.

Симеон давал жителям советы в лечении от различных болезней, в воздержании от вредных привычек. Он и сам черпал опыт от местных знахарей, собирал травы, сушил их в своей избушке , безвозмездно давал советы болящим, успокаивал молитвой и благословением, направлял на исповедь в церковь к меркушинскому старенькому настоятелю. И не редко по существу исцелял больного. Меркушинский святой прославился среди заказчиков и местных жителей тремя особенно запомнившимися свойствами. Во-первых, он шил не простые полушубки, борчатки и меховые душегрейки, а нарядные праздничные одежды, украшенные также мягкими, дубленой кожи, накладками с чудными узорами, фантастическими орнаментами. Они надевались обычно по большим праздникам, на Рождество, Крещение, Стретение, Пасху. Во-вторых, повторимся, многие уже тянулись к его рассказам и поучениям из жизни Иисуса Христа и подвижников веры Христовой. В третих – и это очень поражало и служило примером людям, - Симеон одинаково относился и к бедным, и к зажиточным крестьянам – заказчикам, почти не беря платы, а довольствуясь ночлегом или достаточным, как он считал, узелком с пропитанием на ближайшее время. Облюбовал он себе место для молитвы на погосте села Меркушинского, в 50 верстах от г. Верхотурья, но более любил уединяться среди вековых кедров и лиственниц. Было у него еще невинное занятие, которое не нарушало духовного настроя, - он удил рыбу в многоводной Type, уподобляясь галилейским рыбарям.

Умер Симеон Верхотурский в 1642году и был погребен рядом с храмом во имя Архистратига Божия Михаила, в которой он имел обыкновение молиться. Недолгая чистая жизнь Симеона служила примером в диком крае, недавно увидевшем свет христианства.


В 1692 г. клирик преосвященного Игнатия Тобольского Матфей приехал на Меркушинский погост. Близ церкви ему показали выступавший из могилы гроб, в котором сквозь треснувшие доски видны были нетленные мощи праведного. На следующий год сам митрополит Игнатий осмотрел гроб, поклонился останкам и записал то, что слышал о житии Симеона и чудесах, им творимых. Между прочими исцелениями он упоминает о расслабленном служителе воеводы Савелова, окрепшем всеми членами при гробе прав. Симеона, о дочери стольника Нарышкина и служителе его Илье, которые исцелились по молитве святого от глазной болезни. Многие немощные пели панихиды на могиле Симеона, брали из нее персть, обвязывали болящие члены и избавлялись от недуга.

Спустя два года митр. Игнатий снова посетил Меркушино и поручил игумену Далматовской обители Исааку с церковными служителями освидетельствовать мощи. Открыв гроб, увидели они тело в совершенной целостности. Испытав недоумение, святитель тут же почувствовал сильную боль в левом глазу и понял, что это произошло по нерадению его к св. мощам, - не принявшего участие в их обретении. После литургии он поспешил поклониться угоднику Божиему, и болезнь его утихла. "Воистину то были мощи праведного и добродетельного человека Божия, подобные древним святым", - подтвердил митр. Игнатий совершенное чудо. Приехав в Верхотурье, преосвященный собрал новые сведения о житии и чудесах прав. Симеона; сам городской воевода князь Гагарин свидетельствовал об исцелении своего слуги, у которого была раздроблена кость ноги.

С 1692 по 1694 г. мощи были трижды освидетельствованы митрополитом. При очередном объезде епархии обнаружилось, что во всем Верхотурье и его окрестностях нет раскольников: они или обратились к православию, или бежали, гонимые молитвами прав. Симеона.

Когда открывается источник, из него обильно течет вода - так и вновь обретенные мощи несли знамения. Прав. Симеон оказался из тех угодников Божиих, посмертные деяния которых более известны, чем события их временной жизни, потому как она была сокровенна в Боге.

Нередко благодатные явления св. Симеона служили и нравственному исправлению христиан. Один житель Верхотурского уезда долго лежал в немощи и, наконец, был положен уже под иконы в ожидании смертного часа. Внезапно предстал пред ним человек в белой одежде и велел ехать в Верхотурье, чтоб наказать тамошнему дьяку удерживаться от пьянства, соблюдать посты и исповедовать грехи духовнику, самому же болящему велел помолиться над гробом прав. Симеона. Пробудившись, Маков получил облегчение и совершенного исцеления сподобился у раки святого.

Такое же сгрогое внушение и трезвости было дано иерею соборной церкви Верхотурья Павлу Праведникову. Явившийся Симеон укорил его и взял обещание впредь не касаться вина. Смятенный иерей просил помилования и облегчения своему недугу, обещая до смерти не пить. "Кто будет тебе порукой?" - спросил чудесный пришелец. Иерей показал на животворящий крест и получил исцеление. В 1700 г. прав. Симеон избавил от татарского плена крестьянина Петра с реки Миассы. Было это в правление митрополита Игнатия.

Преемником его на Тобольской и Сибирской кафедре был известный своей ученостью Филофей Лещинский, ревностно заботившийся о правоверии паствы и о крещении вогуличей, остяков и тунгусов. Его апостольская проповедь привела к купели крещения до 50 тысяч язычников. Исполненный благоговения к памяти прав. Симеона, митрополит в 1704 г. по просьбе воеводы Алексия Калетина благословил перенести св. мощи из села Меркушина в Верхотурский монастырь свт. Николая.

Только в рукописном сказании о житии св. праведника описано до 50-ти им сотворенных чудес. В 1711 г. Симеон явился старцу Иакову и грозными словами привел его в ужас, так что тот пал без чувств. Придя в себя, он объявил, что праведник велел архимандриту и воеводе внушать народу удерживаться от бранных слов и нечистых дел, иначе их ждет кара Божия - мор и голод. В 1749 г. житель Невьянского завода, где упорно держался раскол, Василий Масленников, три года лежавший в параличе, во сне увидел человека в белой одежде, спросившего: "Ты хочешь быть здоровым?" Назвался он Симеоном Меркушинским, дал совет идти в Верхотурье, в обитель св. Николая, и помолиться там усердно, отслужить молебен над мощами. "Будешь здоров, - пообещал Симеон и наставил: - Да крестное знамение изображай на себе тремя перстами, во образ св. Троицы". После явления Василий почувствовал себя лучше и на другой день в Невьянской конторе рассказал бывшее с ним. Затем поехал на поклонение своему целителю.

В обители делали на серебряных досках надписи, свидетельствовавшие об исцелениях в различные времена по молитвам прав. Симеона.

На месте обретения честных мощей, в селе Меркушине, устроена в 1808 г. каменная часовня. Там, где была могила, есть источник, который посещают верующие, приходят они и на то место, где любил уединяться праведник на утесистом берегу Туры, под вековой елью. Благоговейные паломники берут в дома на благословение воду из источника, опавшую от многолетнего дерева хвою.

Само же чудотворство начинается после смерти св. Симеона. Спустя 50 лет после смерти Симеона гроб с нетленными останками праведника стал восходить из земли. От мощей шло благоухание, и вскоре были замечены первые случаи чудесного исцеления от мощей Симеона. Впоследствии из могилы Симеона Верхотурского забил источник со святой водой. И потекла от новоявленного святого река благодатных исцелений. Слава нового угодника Божия росла, и в 1704 году его мощи торжественно были перенесены в город Верхотурье. С тех пор стали звать его Симеоном Верхотурским, а до этого все знали его как Симеона Меркушинского.

До революции почитание святого Симеона в России было практически повсеместным. Количество паломников, прибывающих на поклонение его святым мощам из урало-сибирских, а также Новгородской, Тверской, Петербургской, Архангельской и других европейских губерний, составляло, по оценкам современников, в конце XIX в. – 50 тыс., в начале ХХ в. – 60 тыс., а в годы первой мировой войны – 90-120 тыс. человек ежегодно. Известно, что праведного Симеона очень почитали члены Царской Семьи, которые имели у себя его икону и в трудных случаях молитвенно обращались к нему за помощью. В 1914 году именно будущие Царственные Страстотерпцы пожертвовали к мощам прав. Симеона резную серебряную сень, для торжественной встречи которой был организован величественный крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье, продолжавшийся почти 20 дней. 24 мая 1914 года несколько тысяч паломников, пройдя пешком более 350 километров, вступили в старинную столицу Урала. А чуть позже, в июле того же 1914 года, Свято-Николаевский монастырь посетила великая княгиня Елизавета Феодоровна.


В 1886 г. на месте обретения мощей св. Симеона был возведен небольшой Свято-Симеоновский храм, который светлой просторной галереей соединялся с величественным собором в честь Архистратига Божия Михаила. Благодаря прекрасному природному ландшафту, в который гармонично вписался храмовый комплекс, в конце XIX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших сел Урала.

В советское время мощи были поруганы, источник в Меркушино засыпан. Мощи перевезли в Нижнетагильский краеведческий музей, но люди стали приходить для поклонения святыне, для молитвы. Поэтому вскоре мощи были отправлены в Екатеринбург и выставлены сначала в Ипатьевском доме, а затем убраны в запасники краеведческого музея в Зеленой Роще, который размещался в здании собора Александра Невского. В годы советской власти стройный архитектурный ансамбль села Меркушино, состоящий из двух храмов и соединявшей их галереи был уничтожен: в 1931 году был взорван Михаило-Архангельский собор, в 1945 разобрана на кирпичи галерея, Свято-Симеоновская церковь сначала служила спортзалом, а затем была заброшена и постепенно разрушалась. В наши дни вновь множество богомольцев стекается к мощам Симеона в Верхотурье, к чудотворному его источнику в селе Меркушино.

На месте обретения честных мощей, в селе Меркушине, устроена в 1808 г. каменная часовня. Там, где была могила, есть источник, который посещают верующие, приходят они и на то место, где любил уединяться праведник на утесистом берегу Туры, под вековой елью. Благоговейные паломники берут в дома на благословение воду из источника, опавшую от многолетнего дерева хвою.

С 1997 года в селе Меркушино действует Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. 25 мая 2001 года была совершена повторная закладка Михаило-Архангельского собора. В августе 2004 г. правящий архиерей совершил торжественное освящение Михаило-Архангельского храма. Монастырем, с помощью благодетелей, полностью восстановлен из руин весь храмовый комплекс и обустроено две гостиницы для паломников. В Меркушино постоянно проживает около 20 сестер, которые несут различные послушания: поют и читают в храме, принимают богомольцев.

По дороге из Верхотурья в Меркушино у камушка Симеона Верхотурского, где по преданию он рыбачил, находится деревянный храм Всех Святых Урала и Сибири, возведенный в стиле шатровых церквей XVI-XVII вв.

Автор: admin 10 января 2016 18:23
Альбомы: Праведный Симеон Верхотурский (Меркушинский)

Написать комментарий

Ctrl+Enter